главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

08.12.2017

Югра вновь возглавила рейтинг регионов по информационной открытости органов власти

На официальном сайте госорганов высказать свое мнение могут все совершеннолетние местные жители.

08.12.2017

Правительство выделит 20 млрд рублей экономически успешным регионам

Ассигнования будут направлены для поощрения межбюджетных трансфертов.

07.12.2017

Свердловская область представит на "Иннопроме-2018" проект "Умный регион"

По словам губернатора региона Евгения Куйвашева, проект "должен включать все направления комфортной и безопасной среды для жителей региона".

В центре внимания

22.11.2017

Дорога раздора - почему в Якутии наплевали на трассу "Вилюй"?

В Якутии вновь поднимают проблему проезда автомобилей по технологическим и вдольтрассовым дорогам, которые «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» построили для обслуживания нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и своих объектов.

13.11.2017

«Дорога смерти» в 55 км от МКАД

Новости о разбитых сельских дорогах плотно заполняют информационные ленты

27.10.2017

Минэнерго озабочено падением качества нефти в 2018 году

Качество нефти в системе «Транснефти» снизится из-за перенаправления малой серы на восток по контракту с КНР.

ПроектыПроекты

ТОП-5 криминальных районов Подмосковья

21 Ноября 2017
Одним из наиболее опасных видов преступлений, получивших в последнее время широкое распространение на территории Российской Федерации, являются хищения нефтепродуктов из системы магистральных нефтепродуктопроводов. Сегодня этот вид преступлений из разряда единичных превратился в масштабную угрозу для всего российского ТЭКа. За один только 2016 год количество зафиксированных незаконных врезок составило 230 случаев. В среднем на каждые 200 км инфраструктуры в год приходится 1 криминальная врезка. Ежегодный размер ущерба от хищений и следующего за ними восстановления инфраструктуры исчисляется миллиардами долларов. Врезки не только ставят под угрозу экологическую безопасность, но и мешают производить бесперебойные поставки автомобильного, дизельного топлива и авиационного керосина в аэропорты Московского авиационного узла. Мероприятия по борьбе с врезчиками, как и ликвидация утечек от криминальных врезок ложатся на плечи компаний, оттягивая финансовые ресурсы, необходимые для выполнения социальных обязательств и инвестиций в развитие.

Центр изучения региональных проблем в рамках Программы исследования теневого рынка топлива в регионах Российской Федерации проанализировал ситуацию на территории Московской области и составил рейтинг районов Подмосковья, где наиболее часто происходят случаи хищения топлива.
Рейтинг был составлен с использованием данных из открытых источников информации (публикаций СМИ), отчетов МВД РФ, а также материалов подготавливаемых ЦИРП мониторингов событий в ТЭК регионов РФ и специализированных баз данных юридической информации.

По итогам 2016 года Московская область вошла в тройку лидеров по количеству незаконных врезок в систему нефтепродуктопроводов, уступив лидерство лишь Ленинградской области.


В 2016 году в центральном регионе было совершено 52 незаконные врезки в Кольцевой магистральный нефтепродуктопровод. В текущем году область показывает негативную динамику – за 10 месяцев 2017 года в регионе зафиксировано 56 аналогичных преступлений. Генпрокуратура в собственном рейтинге преступности за январь-июнь 2016 года также отметила напряженную ситуацию в регионе. По данным ведомства, количество зарегистрированных преступлений в Московской области превысило 43 тыс. При этом общая раскрываемость преступлений упала на 12,2%. За первую половину 2017 года было не раскрыто почти 200 тыс. краж, отмечает Генпрокуратура.

Стоит отметить, что в Ленинградской области в 2017-м решительно взялись за исправление прошлогодних ошибок касающихся преступности в целом и врезок в частности. Ленинградская область не вошла в «десятку» Генпрокуратуры РФ с 8 тыс. преступлений. Для борьбы с кражами из нефтепродуктопроводов был разработан целый комплекс мероприятий.

В управлении экономической безопасности и противодействия коррупции ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было создано подразделение, специализирующееся на борьбе с несанкционированными врезками. В главном следственном управлении и районных подразделениях назначены следователи по «топливным» преступлениям. По подозрению в совершении преступлений сотрудниками правоохранительных органов в 2017 году задержано 21 подозреваемый и 26 единиц транспортных средств (за 2016 год задержано 20 подозреваемых). Один из самых громких случаев – задержание начальника отдела полиции по Киришскому району Дмитрия Тимченко по подозрению в организации преступного сообщества с целью кражи нефтепродуктов.

 Результат проведенных работ видно из таблицы «ТОП-3 регионов России по количеству совершенных криминальных врезок». За 10 месяцев 2017 год совершено 44 кражи нефтепродуктов, что на треть меньше прошлогоднего результата. Вероятно, заметное сокращение количества врезок в ЛО связано и с задержанием киришинского начальника.

Успешный опыт работы Ленинградской области имеет смысл перенять и другим «проблемным» регионам. Например, Московской области, где наблюдается противоположная тенденция роста.
Так, на долю подмосковных правонарушителей пришлось 22% всех зафиксированных на территории Российской Федерации случаев врезок – 52 эпизода, в Ленинградской области в 2016 году было ликвидировано 68 врезок (29%). Для сравнения, по количеству врезок Московская область почти в два раза превзошла такой крупный нефтеносный и транзитный регион как Самарская область, где в 2016 году было зафиксировано 26 случаев криминальных врезок.

Московский кольцевой магистральный нефтепродуктопровод (КМНПП), по которому в центральный регион поставляется сразу три вида топлива (дизель, бензин и авиационное топливо) – ключевой объект интереса правонарушителей. Наиболее распространенным видом хищений из КМНПП является кража бензина и дизельного топлива. Выбор злоумышленников обусловлен удобством реализации похищенного «богатства». В отличие от сырой нефти, которая нуждается в дальнейшей переработке, бензин и дизель уже готовы к конечной реализации.

Абсолютным лидером по количеству криминальных врезок в Московской области является Раменский район, где по итогам 2016 года было зафиксировано 12 эпизодов. Уже в этом году, по итогам 10 месяцев, совершено в два (!) раза больше преступлений – 23 эпизода.
Для криминального рынка топлива Московской области характерна слабая статистика раскрываемости. Из таблицы видно, что в 2016 году по 52 преступным эпизодам правоохранительными органами было возбуждено 40 уголовных дел. При этом вынесено 1 обвинительное заключение. 3-е подсудимых приговорены к лишению свободы за осуществление врезки на 27,5 км западного полукольца МНПП, Подольский район (уголовное дело № 96662 от 13.01.2016 по п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ, направлено в суд 10.10.2016, рассмотрено судом 10.03.2017).
За рассматриваемый период 2017 года в суд направлено 4 уголовных дела на 8 обвиняемых. Одно из них уже рассмотрено, в отношении 1 лица вынесен обвинительный приговор. Подсудимый приговорен к лишению свободы сроком на 9 месяцев.
   
Анализ материалов уголовных дел показывает, что в случаях криминальных врезок правоохранительным органам приходится сталкиваться с хорошо организованными преступными сообществами, имеющими не просто документы для перевозки и реализации похищенного топлива, но и налаженную сеть сбыта.

Абсолютное большинство криминальных врезок – результат длительной работы действующих на теневом топливном рынке скоординированных преступных сообществ.
Этапы подготовки «врезок» включают в себя: сбор сведений об объекте инфраструктуры (местность, технические особенности, график обхода сотрудниками линейных станций), подготовку и доработку материально-технической базы (сварочные аппараты, транспорт, приборы ночного видения), подбор и вербовку непосредственных исполнителей (от водителей и сварщиков до землекопов и наблюдателей, в задачу которых входит вовремя оповестить о приближении полиции или службы безопасности), поиск мест хранения похищенного и последующей его реализации (куда входит не только непосредственно поиск и переговоры, но также действия по фальсификации приемосдаточной документации, паспортов нефтепродуктов).

Писавшие о теме ранее СМИ, строят догадки о работающих в Московской области «оборотнях в погонах». А иначе как объяснить, что подавляющее большинство преступников в области покрываются словно мантией-невидимкой. Преступления есть, но наказывать некого…
Московской области давно необходимы мероприятия по борьбе с преступностью, подобные реализованным в Ленинградской области.

Ключевые проблемы, затрудняющие борьбу с криминальными врезками в трубопроводы Московской области:

- географические особенности российского рынка добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов, большая протяженность объектов трубопроводного транспорта. Инфраструктура добычи углеводородов и объекты нефтепереработки находятся на существенном удалении от основных рынков сбыта, усредненный показатель удаленности российский НПЗ от основных рынков сбыта более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель в США – 1100 против 500 км.
- привлекательный характер бизнеса для организованных криминальных структур. Преступная деятельность сулит высокий уровень доходов при низких издержках, отсутствие серьезных проблем при реализации украденной продукции.
- тенденция сращивания задействованных в криминальных врезках преступных групп с представителями нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, представителями органов власти, правоохранительных структур.
- недостаточно проработанный уровень правового регулирования ответственности за преступления, связанные с кражей и последующей реализацией нефти и нефтепродуктов.

Выводы
Масштабы криминального рынка топлива, а также опасный негативных характер последствий криминальных врезок, обуславливают необходимость совершенствования комплекса мер по противодействию этому явлению. Для решения проблемы необходима реализация комплекса технических и организационных мер. Среди наиболее эффективных мер можно выделить принятие совершенствования законодательной базы в части ужесточения мер наказания, предусмотренных п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ. Не менее важными и эффективными представляется такая мера как интенсификация разъяснительной работы с населением, направленной на предупреждение и раннее выявление криминальной активности в зонах прохождения нефтепродуктопроводов. Кроме того, эффективным способом борьбы с криминализацией рынка топлива могла бы стать эффективная совместная программа правоохранительных органов и нефтяных компаний по выявлению и снижению преступлений с учетом особенностей регионов.

Возврат к списку