главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
В центре внимания

22.11.2017

Дорога раздора - почему в Якутии наплевали на трассу "Вилюй"?

В Якутии вновь поднимают проблему проезда автомобилей по технологическим и вдольтрассовым дорогам, которые «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» построили для обслуживания нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и своих объектов.

13.11.2017

«Дорога смерти» в 55 км от МКАД

Новости о разбитых сельских дорогах плотно заполняют информационные ленты

27.10.2017

Минэнерго озабочено падением качества нефти в 2018 году

Качество нефти в системе «Транснефти» снизится из-за перенаправления малой серы на восток по контракту с КНР.

Проекты

21.11.2017

ТОП-5 криминальных районов Подмосковья

Криминальные врезки в трубопроводы: анализ обнаружения и предотвращения

31.10.2017

Катастрофа в регионах: денег нет и не будет

Каким регионам правительство предоставит финансовую помощь.

18.09.2017

Дмитрий Орлов: Выборы дали карт-бланш для Кремля на изменение губернаторского корпуса

Эксперты клуба «Регион» обсудили итоги выборов 10 сентября.

НовостиНовости

ЖКХ-концессии в УрФО убивают в зародыше

ЖКХ-концессии в УрФО убивают в зародыше
6 Декабря 2017

Участники рынка ЖКХ заявляют о провалах в реализации концессионных соглашений в сферах водо- и теплоснабжения на территории УрФО. Исходя из информации, поступающей как из правительственных структур, так и от самих концессионеров, актуальная ситуация характеризуется крайним дисбалансом в различных регионах – от зачаточного состояния в Курганской области и ЯНАО до широкого охвата муниципальных образований в Тюменской, Свердловской и Челябинской областях. Однако собеседники агентства «Правда УрФО» практически солидарно указывают на целый перечень проблем, препятствующих активному утверждению института концессионных соглашений. Среди них – отсутствие достоверных сведений о фактическом состоянии инфраструктуры и качественно разработанных схем тепло- и водоснабжения, неквалифицированный расчет тарифно-балансовых последствий запуска концессий, большие объемы неоформленного должным образом имущества, в первую очередь, сетей, а также ограниченные бюджетные возможности муниципалитетов, неспособные покрывать выпадающие доходы инвесторов. Данные болевые точки серьезно ограничивают инициативы концессионеров. Большая часть соглашений заключается на основе конкурсных процедур в небольших населенных пунктах, в то время как крупные муниципалитеты до сих пор остаются за периметром концессионной модели.
Практически в половине регионов Уральского федерального округа внедрение концессионных соглашений в сфере ЖКХ столкнулось с непреодолимыми на данный момент проблемами. Исходя из данных, предоставленных изданию профильными правительственными структурами, в Курганской области и ЯНАО распространение концессий находится на эмбриональном уровне, в ХМАО носят хаотичный и точечный характер. В Свердловской и Челябинской областях, при достаточно широком охвате территории соглашения, главным образом, заключаются в небольших населенных пунктах, и лишь Тюменская область выступает флагманом. В Тюмени в ходе общественного обсуждения был одобрен проект концессионного соглашения, предусматривающего перевод 750-тысячного города на подземные источники водоснабжения. Объем инвестиций достигает 22,9 млрд рублей.
Согласно данным, изложенным в научной работе сотрудников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергея Мирошникова и Елены Чаркиной, ссылающихся на исследования экспертов Всемирного банка, развитие инфраструктуры ЖКХ, модернизация и строительство новых объектов требуют не менее 2 трлн долларов инвестресурсов.
При этом износ основных мощностей в целом по стране достигает, как правило, 40 и более процентов. В частности, котельные по состоянию на 2016 год устарели на 45%, центральные тепловые пункты – на 50%, коммунальные сети водопровода и канализации – на 60%, теплосети – на 55%, водопроводные насосные станции – на 60%, канализационные насосные станции – на 55%, тепловые насосные станции – на 45%, очистные сооружения водопроводов – на 50%, а канализации – на 55%. 43% водопроводных и канализационных сетей нуждаются в замене, однако вместо плановых 3%, ежегодно меняется лишь 1,5% трубопроводов.
С целью ускорить решение проблемы, грозящей бедствием, президент Владимир Путин поручил осуществить передачу в концессию объектов тепло- и водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении ГУПов и МУПов, деятельность которых признана неэффективной. Тем не менее, начальный этап выполнения поручения главы государства в большинстве регионов, в том числе в УрФО, оказался фактически провален.
«В настоящее время на территории Курганской области действует одно концессионное соглашение в сфере теплоснабжения, заключенное 1 марта 2017 года Барабинским сельсоветом Кетовского района на реконструкцию объектов теплоснабжения. Организационные мероприятия по разработке конкурсной документации < … > начаты в октябре 2016 года. В связи с тем, что конкурсные процедуры по продолжительности составляют минимум 4,5 месяца, то подписание концессионного соглашения перешло на 2017 год. Три концессии 2017 года (не было реализовано), из которых 2 – несостоявшиеся, по одной – непредоставление потенциальным инвестором банковской гарантии по обеспечению концессионером обязательств по концессионному соглашению», – следует из ответа Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области.
Схожая ситуация и в Ямало-Ненецком автономном округе. Фактически единственным концессионером, успешно работающим на рынке ЖКХ арктической автономии, является АО «Ямалкоммунэнерго», в планах которого – инвестировать в коммунальную сферу около 5 млрд рублей до 2020 года.
«В настоящее время в сфере ЖКХ на территории региона действует 4 концессионных соглашения – в отношении систем коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании город Муравленко. Срок действия соглашения 5 лет. Концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования город Губкинский (заключено на) 15 лет. Все действующие соглашения подписаны в конце 2015 года на основе проведения открытых конкурсов», – значится в ответе пресс-службы правительства ЯНАО.
С серьезными сложностями столкнулась реализация концессионных установок федерального руководства и в ХМАО. Руководство региона в лице губернатора Натальи Комаровой проблему признает.
«Мы не очень продвинулись в этом отношении, хотя и опыт первыми начали нарабатывать, но затем застопорились. С одной стороны, есть психологическая проблема, связанная с появлением на рынке множества предложений на этот счет, не все они обеспечены, поэтому муниципалитеты начали перестраховываться. Перестраховываются, а значит, бездействуют. <...> В то же время в достаточно высокой степени проработки концессионные соглашения по большинству муниципалитетов. Сейчас начнется период, когда они будут подписываться», – ответила «хозяйка Югры» на вопрос «Правды УрФО» в ходе ежегодной пресс-конференции в Ханты-Мансийске.
Между тем на сегодняшний день ситуация с концессиями в округе оптимизма у экспертов не вызывает. Согласно официальной информации Департамента ЖКХ и энергетики Югры, перечень действующих и потенциальных участников соглашений насчитывает 12 компаний. Большая часть договоров заключена до 2017 года. Пионером в масштабах УрФО стало соглашение, заключенное в 2009 году в отношении объектов теплоснабжения Когалыма с ООО «Концесском». В 2015 году с той же организацией подписан договор и в Лангепасе, однако политика компании, требующей поднять тарифы на тепло до 13%, подтолкнула мэрию к рассмотрению вопроса о разрыве отношений. Половина предприятий, указанных на карте как потенциальные инвесторы, фактически в концессиях не участвуют. При этом в них не задействованы крупнейшие муниципалитеты – Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск и Ханты-Мансийск.
Более успешной с точки зрения экспертов рынка в контексте реализации концессионных соглашений считается Свердловская область. Согласно данным письма за подписью главы Минстроя Николая Смирнова, на территории Среднего Урала в текущий момент действует 32 договора по концессиям. Превалируют заключенные по результатам конкурсных процедур – 23. Два соглашения разорваны «из-за несоблюдения обязанностей инвестора». География концессий ЖКХ-сферы охватывает 21 муниципальное образование, преимущественно небольшие города и поселки, однако затрагивает и крупные – Нижний Тагил, Каменск-Уральский и спутники Екатеринбурга – Верхнюю Пышму и Арамиль.
«ЖКХ-инфраструктура региона нуждается во вложении около 150 млрд рублей в сферу теплоснабжения, около 200 млрд в сферу водоснабжения и водоотведения (в соответствии с утвержденными схемами)», – сообщил Смирнов в документе.
Тему заключения и реализации концессионных соглашений поднял в своем ежегодном обращении к депутатам региональной думы губернатор Тюменской области Владимир Якушев. По его словам, в традиционно проблемной сфере в 2016 году отмечен прорыв, на который обратил внимание и ряд участников рынка.
«Восемь заключенных в конце 2016 года соглашений позволили запустить назревшую реконструкцию Сумкинского и Соколовского водозаборов, очистных сооружений в Тобольске, начать модернизацию объектов теплоснабжения и водоотведения в Заводоуковске, Ишиме, Ялуторовске, Уватском районе. Совокупный объем инвестиций по этим проектам составит почти 2 миллиарда рублей», – привел статистику губернатор, добавив в конце «концессионного блока» своей речи главный козырь: предстоящее заключение договора в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Тюмени с объемом финансирования около 23 млрд рублей.
Относительно широкую географию соглашений представляет Челябинская область. На территории региона заключен 71 договор в 21 муниципальном образовании (36 – в сфере теплоснабжения, 31 – водоснабжения и водоотведения, 3 – в области коммунальных услуг и одно – в сфере газоснабжения). При этом профильные чиновники делают акцент на прогрессе: за 2016 год число заключенных соглашений возросло с 27 до 66. Подавляющее большинство, 67, подписано по итогам конкурсных процедур, и лишь 4 стали инициативой инвесторов. Они затронули сферу теплоснабжения малых муниципальных образований – Карагайского и Петропавловского сельских поселений Верхнеуральского района (концессионером выступило «Челябоблкоммунэнерго»), а также Коркино (концессионер – ООО «ТеплоСервис»). Отметим, что соглашения по итогам конкурсов также в большинстве заключены на периферии. Челябинск и Магнитогорск в перечне отсутствуют.
«Необходимый объем инвестиций, запланированный утвержденными схемами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения территорий Челябинской области, в строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения составляет около 80 млрд рублей, систем теплоснабжения – более 110 млрд рублей», – следует из официального ответа на запрос агентства, подписанного начальником управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Людмилой Алпатовой и ее заместителем Еленой Шевцовой.
Однако представители ведомства далеки от идеализации ситуации с концессиями в сфере ЖКХ на территории Южного Урала. Авторы документа выделяют целый ряд причин, препятствующих реализации концессионных соглашений в необходимых для региона объемах.
«Ряд концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры в области не заключен по причине отсутствия заявок (потенциальных инвесторов) при проведении конкурсных процедур. Проблемами привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу являются: 1. Длительный срок окупаемости инвестиций. <…> Основным потребителем коммунальных услуг является население, <…> из-за ограничения роста платы граждан срок реализации концессионного соглашения увеличивается до 30-50 лет, что непривлекательно для концессионера. 2. Высокий уровень задолженности потребителей. 3. Отсутствие государственной поддержки на выполнение строительно-монтажных работ в рамках ГЧП, концессии. 4. Высокая процентная ставка по кредитам. Для юридических лиц она составляет от 10 до 30%. Механизм субсидирования через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства достаточно сложен и не может использоваться в массовом порядке. 5. Низкий уровень регистрации объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность. Для регистрации всех объектов в Челябинской области требуется более 900 млн рублей. Кроме финансовой, есть еще одна проблема, с которой сталкиваются муниципалитеты, – длительный период регистрации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры (более 1 года)», – указывают представители челябинского Минстроя.
О ключевых, с точки зрения чиновников, проблемах говорит и глава свердловского МинЖКХ Николай Смирнов. В беседе с изданием главный коммунальщик Среднего Урала назвал, в частности, сложности с окупаемостью вложений и слабую проработку инфраструктурных схем.
«Выделю две основных проблемы. Во-первых, это отсутствие достаточно проработанных схем тепло- и водоснабжения, прежде всего, в сельских территориях, где много самостроя. Сейчас вносятся изменения в законодательство, позволяющие при участии инвестора упорядочить эти схемы. Во-вторых, слабая окупаемость проектов, главным образом на территориях с малыми объемами потребления», – считает министр.
Свой взгляд на процессы, происходящие в сфере реализации концессионных соглашений, высказывает и один из профильных чиновников Большой Тюмени. Эксперт видит корень зла в тарифных ограничениях.
«То, что где-то даже трубу найти не могут, сверяясь со схемой, – крайности, конечно. Просто муниципалитеты иногда делают ее формально, чтобы была, за копейки, без практического применения. Если такое происходит, например, при бюджетном финансировании, утверждении инвестпрограммы или технической инвентаризацией перед передачей в концессию, то все быстро выходит на поверхность, и муниципалитет или ресурсоснабжающая организация заказывает нормальную схему у квалифицированного исполнителя, и затем дает правильные исходные данные.
Просто до прихода концессионера у схемы нет конечного потребителя, заинтересованного в ее полноте и правильности. Сейчас по закону о концессиях перед заключением (соглашения) должна быть проведена техинвентаризация, которая проходит, как правило, с участием потенциального концессионера. Поскольку программа и, в конце концов, тариф утверждаются исходя из схемы, то все быстро корректируют. Конечно, в идеальном мире схема и программа комплексного развития муниципального образования должны быть полными и актуальными, но это не всегда так. Как только появляется интересант, все исправляется. Это не самая страшная проблема в концессии.
Другое дело – ограничение тарифов по росту. Выполнение всех хотелок муниципалитетов, зачастую обоснованных, никак не вписывается в него. То есть тарифа не всегда хватает даже на текущую деятельность, не говоря о возврате инвестиций и какой-то прибыли концессионера», – полагает аналитик.
В свою очередь, сами участники рынка также ссылаются на критически низкий уровень готовности схем тепло-, водоснабжения и водоотведения в большинстве муниципалитетов, где потенциально возможна работа по концессиям. Те же претензии инвесторы предъявляют и к реестрам муниципальной собственности.
«На мой взгляд, проблема с разработкой качественных схем тепло- и водоснабжения имеет колоссальный характер. Часто это просто бумажки, нарисованные наобум. Приведение документов в должный вид отнимает массу времени. Необходимо провести с привлечением потенциальных инвесторов детальный анализ данных схем.
Далее, это проблема с имуществом. В некоторых муниципалитетах, в той же Югре, нет даже нормальных реестров собственности. В большинстве случаев именно с незарегистрированными объектами возникают самые серьезные сложности.
Наконец, не могу не сказать об общероссийском тренде, ярко проявляющемся в УрФО. Это, конечно, предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги. Сейчас, с максимумом в 4%, сложно вести речь о серьезных вложениях. Главы муниципальных образований говорят «нам нужно все и сразу», но по любым экономическим расчетам это не представляется возможным.
С 2017 года субъекты стали третьей стороной концессионных соглашений. К примеру, в ХМАО, знаю, сейчас прорабатывается вопрос платы концедента со стороны округа», – говорит один из представителей рынка.
Его коллега на примере инвесторов, готовых реализовывать в рамках концессии проекты в сфере теплоснабжения, рассуждает о «необходимом минимуме» исходных параметров, способных привлечь предпринимателей, и указывает на сдерживающие интерес факторы. Лишь при их нивелировании в ЖКХ-сферу регионов УрФО смогут поступить остро необходимые миллиардные транши.
«Бизнесу могут быть интересны системы с долгосрочными вложениями и понятными сроками окупаемости, а также 5-процентным уровнем прибыльности. Инвестора способны заинтересовать территории, обладающие стабильным сбытом с временной перспективой в 10-15 лет. Это минимальный срок возврата вложенных средств.
Однако на данный момент бизнесмены сталкиваются с целым перечнем серьезных проблем, ставящих под угрозу исполнение поручений президента и существование по факту, а не в отчетах, самого института концессий.
Выделю отсутствие или недостоверность данных в расчетах тарифно-балансовых последствий с учетом ограничения роста платы населения. В текущих тарифных делах мы видим завышенные объемы полезного отпуска, а в схемах теплоснабжения – необоснованный его рост. Не учтено повышение эффективности потребления тепловой энергии, что и приводит к падению полезного отпуска. Все это еще на ранней стадии планирования мероприятий самым негативным образом сказывается на расчете окупаемости проектов, так как невозможно, в том числе, дать достоверный прогноз размера средств концедента на возмещение части выпадающих доходов концессионера. Бюджеты муниципалитетов покрывать их не готовы.
Кроме того, стоит отметить несбалансированность тарифного регулирования на многих территориях, размер стоимости услуг заметно варьируется от одного поселения к другому, при этом находятся они в одинаковых экономических условиях. На данный момент региональные службы по тарифам не готовы просматривать долгосрочные перспективы в их установлении в случае крупных инвестиций в ЖКХ-инфраструктуру», – констатирует специалист.
А пока, в федеральном МинЖКХ вынуждены комментировать с отсылом на профессионализм коллег: «Ситуация с концессиями в регионах зависит, прежде всего, от талантов и способностей вести стратегическое планирование ответственных чиновников. Сдвиги, конечно, же есть, но они ничтожны, и мы имеем, что имеем», – кратко оценил перспективы проекта в регионах УрФО эксперт профильного департамента федерального министерства.


Возврат к списку