главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

22.09.2017

Сделка «Транснефть» — Сбербанк как «зеркало российской экономики»

Сделка «Транснефть» — Сбербанк поучительна во многих отношениях. Несмотря на то, что она уже давно обсуждается в прессе, тем не менее, на ряд вопросов еще не получен окончательный ответ.

21.09.2017

В Калужской области отказываются брать на работу осуждённых

В регионе создадут систему квотирования рабочих мест.

21.09.2017

Воронежская область вышла в лидеры по уровню развития событийного туризма

Глава региона уверен, что возможности Воронежской области в сфере туризма не используются в полном объеме.

20.09.2017

Чиновников Татарии простимулируют премиями

Премировать будут из излишков средств, возникших в бюджетах.

20.09.2017

Нижегородских врачей заставляют отказаться от надбавок за вредность

Врачам Центральной городской больницы Арзамаса говорят о возможном увольнении в случае несогласия с новыми условиями труда.

19.09.2017

В Курской области построят мясохладобойню на 4,5 млн голов

Стоимость проекта почти 70 млрд. рублей.

19.09.2017

В таможнях УрФО ждут массовых увольнений

Фискальное ведомство планирует дальнейшую оптимизацию.

18.09.2017

Полиция оценила ущерб от «минирования» по всей России

Государство потратило 300 млн руб. на эвакуацию людей из различных объектов из-за массовых анонимных звонков о «минировании» по всей стране.

18.09.2017

Регионы могут получить право снижать налог на прибыль компаний с оборотом 150-500 млн рублей

Антон Силуанов также предложил возможность увеличения предела для подачи упрощенной отчетности со 150 миллионов рублей оборота по году до 500 миллионов.

15.09.2017

Путин и Орлова: успехи и жалобы

Президент Владимир Путин и глава Владимирской области Светлана Орлова провели рабочую встречу в Ново-Огарево.

СтатьиСтатьи

Инфраструктура, которой нет

Инфраструктура, которой нет
13 Июля 2017

«До 90% кладбищ, 20% дорог в России бесхозяйны», - такой вывод сделала автор исследования Фонда Хамовники, преподаватель НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Согласно гражданскому кодексу бесхозяйной является вещь, собственник которой не известен, не имеется или от прав отказался. В исследовании говорится, что чаще всего «ничейными» в России оказываются: кладбища, дороги, придомовые территории, мосты, водопроводы, водонапорные башни, водозаборы, «государственная» геодезическая сеть, газораспределительные сети. Инфраструктура востребована, ей пользуются ежедневно тысячи россиян, но юридически её не существует. Явление характерно для многих постсоветских стран, делает вывод автор.

Кейсы по бесхозяйному имуществу обнаружены в 59 регионах РФ, полевые исследования проведены в Псковской, Костромской, Смоленской, Волгоградской и Тверской областях. Исследование проводится в рамках проекта «Конструктивная роль неформальных отношений в системе государственного и муниципального управления» Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

Содержат бесхозяйные объекты муниципалитеты за счет нецелевого расходования средств бюджета (как правило, через выделение средств на благоустройство) или поддерживают бесхозяйные дороги силами жителей – скидываются дачники, жители деревень. Нередко муниципалитеты, в силу отсутствия средств, прививают «социальную ответственность» в форме финансовых обязательств за «несуществующие» объекты местному бизнесу. Иногда обслуживание дорожной инфраструктуры достаётся «в нагрузку» организации, выигравшей муниципальный заказ по обслуживанию дорог. В большинстве случаев по этим причинам бесхозяйные дороги чистятся и обрабатываются реже, особенно в зимнее время.

Бесхозяйные дороги в значительном количестве имеются как в городской, так и в сельской местности. Внутри городов, пгт, деревень, сел и проч. оказываются неоформленными улицы частного сектора, придомовые проезды многоквартирных домов и дороги общего пользования, расположенные на ведомственных землях (Минобороны, ФСИН, РЖД).

Основа для возникновения феномена была заложена в советский период правовым «разрывом» между возведенным объектом и земельным участком под ним и закреплена в 1991-1995 гг. в связи с формальным разграничением собственности в законодательстве, не реализованном на практике. В связи с реорганизацией с балансов сельскохозяйственных и промышленных предприятий скидывалась непрофильная социальная инфраструктура (котельные, жилые дома, детские сады, водопроводы, энергосети и т.п.). Списывалась «в никуда» непрофильная инфраструктура также военными и исправительными учреждениями, при этом права собственности на земельные участки сохранялись за Минобороны и ФСИН. Растет число бесхозяйных объектов и в связи с оптимизацией муниципальных образований: объединением поселений, преобразованием районов в городские округа, после чего малозначимые для нового административного центра объекты «теряются».

Так, в связи с реорганизацией колхозов и совхозов кладбища оказались на сельхозугодьях и землях государственного лесного фонда. Выделение паёв «в натуре» по факту проходило крайне локально, кладбища продолжали функционировать, несмотря на фактическое нахождение на земле, не принадлежащей муниципалитету. По имеющимся данным, бесхозяйными являются примерно 85-90% кладбищ. Проблема характерна для сельской территории вне границ отдельных населенных пунктов. По оценкам союза похоронных организаций и крематориев, общее количество кладбищ на 2015 год составляет примерно 600 тыс. Минстрой, курирующий сферу, насчитывает на 2014 год – в 71 тыс., на 2015 год - в 73 тыс., на 2016 год – в 81 тыс.

«Безвыходное положение органов местного самоуправления в сочетании со стремлением физических и юридических лиц снизить издержки своего существования (финансовые, информационные, административные и проч.) приводят к теневому государственному и муниципальному управлению – совместному неформализованному решению коммунальных проблем за счет задействования ресурсов социума. Бесхозяйные объекты содержатся преимущественно за счёт нерегистрируемых доходов граждан и предприятий, потому официальному процессу централизации, встраивания местного самоуправления в систему государственной власти, противостоит скрытое нарастание децентрализации и автономизации», - рассказывает автор исследования и зам. председателя экспертного совета по науке Фонда «Хамовники» Ольга Моляренко.

«Бесхозяйность – это бремя для муниципалитетов, потому что процедура оформления долгая и дорогостоящая. Проблема бесхозяйности – осознанная для власти», - считает Роман Петухов, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Причин неоформления объектов в собственность несколько. Одна из них - техническая невозможность и игнорирование обращений муниципалитетов со стороны федеральных органов исполнительной власти, на чьи земли попало имущество.

Автор проекта отмечает, что зачастую жители сами тормозят процесс – сопротивляются оформлению инфраструктурных объектов (например, водонапорных башен и водопроводов), поскольку ожидают значительного повышения тарифов после легализации.

«Всплывают» ничейные объекты инфраструктуры, когда муниципалитет или частные собственники продают земельные участки, или после жалоб местных жителей в прокуратуру на плохое благоустройство и общее состояние дорог, мостов, кладбищ. 


Возврат к списку