главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

23.11.2017

Владимирская область направит на социальные нужды 70% бюджета

Парламентарии проголосовали за установление величины прожиточного минимума для детей, чьи семьи нуждаются в поддержке, в размере 8607 рублей.

23.11.2017

Ярославский губернатор объявил режим ЧС в замерзающем селе

Единственная котельная в селе Мокеиха Ярославской области перестала работать из-за нехватки торфа.

22.11.2017

По 14 тысяч будут платить первородящим до 26 лет в Мурманской области

Программу планируется внедрить предположительно с лета следующего года.

22.11.2017

Новгородская область примкнет к «единому окну» межрегиональных связей

Одно из направлений нового сотрудничества: участие регионов через партнерство как единое окно в крупных форумах и выставках.

21.11.2017

Реализация проекта "Шахматы в школе" начнется в Ульяновской области с января

По мнению министра физкультуры и спорта региона, реализация проекта позволит вовлечь детей в спортивные секции.

21.11.2017

Деньги взамен земли: в Перми могут изменить поддержку многодетных семей

Мэрия подготовила проект документа, предусматривающего альтернативу поддержке многодетных семей.

20.11.2017

Языковой барьер: Татарстан вновь спорит с Кремлем

Политологи считают, что «вредная» инициатива властей Татарстана» разъединяет страну».

20.11.2017

Новая политика управления регионами продолжит череду губернаторских отставок

«Кремлевский рейтинг» оценил деятельность глав регионов РФ.

17.11.2017

В Московской области запретили высаживать безбилетных детей из общественного транспорта

При обнаружении безбилетного юного пассажира водитель теперь будет обязан «отвезти ребенка до конечной остановки и там дождаться приезда его родственников».

17.11.2017

Власти Новосибирской области субсидируют доставку товаров в отдаленные сёла

В текущем году из регионального бюджета было выделено 9 млн руб. на компенсацию части транспортных затрат предприятиям, занимающимся доставкой товаров на село.

СтатьиСтатьи

Инфраструктура, которой нет

Инфраструктура, которой нет
13 Июля 2017

«До 90% кладбищ, 20% дорог в России бесхозяйны», - такой вывод сделала автор исследования Фонда Хамовники, преподаватель НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Согласно гражданскому кодексу бесхозяйной является вещь, собственник которой не известен, не имеется или от прав отказался. В исследовании говорится, что чаще всего «ничейными» в России оказываются: кладбища, дороги, придомовые территории, мосты, водопроводы, водонапорные башни, водозаборы, «государственная» геодезическая сеть, газораспределительные сети. Инфраструктура востребована, ей пользуются ежедневно тысячи россиян, но юридически её не существует. Явление характерно для многих постсоветских стран, делает вывод автор.

Кейсы по бесхозяйному имуществу обнаружены в 59 регионах РФ, полевые исследования проведены в Псковской, Костромской, Смоленской, Волгоградской и Тверской областях. Исследование проводится в рамках проекта «Конструктивная роль неформальных отношений в системе государственного и муниципального управления» Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

Содержат бесхозяйные объекты муниципалитеты за счет нецелевого расходования средств бюджета (как правило, через выделение средств на благоустройство) или поддерживают бесхозяйные дороги силами жителей – скидываются дачники, жители деревень. Нередко муниципалитеты, в силу отсутствия средств, прививают «социальную ответственность» в форме финансовых обязательств за «несуществующие» объекты местному бизнесу. Иногда обслуживание дорожной инфраструктуры достаётся «в нагрузку» организации, выигравшей муниципальный заказ по обслуживанию дорог. В большинстве случаев по этим причинам бесхозяйные дороги чистятся и обрабатываются реже, особенно в зимнее время.

Бесхозяйные дороги в значительном количестве имеются как в городской, так и в сельской местности. Внутри городов, пгт, деревень, сел и проч. оказываются неоформленными улицы частного сектора, придомовые проезды многоквартирных домов и дороги общего пользования, расположенные на ведомственных землях (Минобороны, ФСИН, РЖД).

Основа для возникновения феномена была заложена в советский период правовым «разрывом» между возведенным объектом и земельным участком под ним и закреплена в 1991-1995 гг. в связи с формальным разграничением собственности в законодательстве, не реализованном на практике. В связи с реорганизацией с балансов сельскохозяйственных и промышленных предприятий скидывалась непрофильная социальная инфраструктура (котельные, жилые дома, детские сады, водопроводы, энергосети и т.п.). Списывалась «в никуда» непрофильная инфраструктура также военными и исправительными учреждениями, при этом права собственности на земельные участки сохранялись за Минобороны и ФСИН. Растет число бесхозяйных объектов и в связи с оптимизацией муниципальных образований: объединением поселений, преобразованием районов в городские округа, после чего малозначимые для нового административного центра объекты «теряются».

Так, в связи с реорганизацией колхозов и совхозов кладбища оказались на сельхозугодьях и землях государственного лесного фонда. Выделение паёв «в натуре» по факту проходило крайне локально, кладбища продолжали функционировать, несмотря на фактическое нахождение на земле, не принадлежащей муниципалитету. По имеющимся данным, бесхозяйными являются примерно 85-90% кладбищ. Проблема характерна для сельской территории вне границ отдельных населенных пунктов. По оценкам союза похоронных организаций и крематориев, общее количество кладбищ на 2015 год составляет примерно 600 тыс. Минстрой, курирующий сферу, насчитывает на 2014 год – в 71 тыс., на 2015 год - в 73 тыс., на 2016 год – в 81 тыс.

«Безвыходное положение органов местного самоуправления в сочетании со стремлением физических и юридических лиц снизить издержки своего существования (финансовые, информационные, административные и проч.) приводят к теневому государственному и муниципальному управлению – совместному неформализованному решению коммунальных проблем за счет задействования ресурсов социума. Бесхозяйные объекты содержатся преимущественно за счёт нерегистрируемых доходов граждан и предприятий, потому официальному процессу централизации, встраивания местного самоуправления в систему государственной власти, противостоит скрытое нарастание децентрализации и автономизации», - рассказывает автор исследования и зам. председателя экспертного совета по науке Фонда «Хамовники» Ольга Моляренко.

«Бесхозяйность – это бремя для муниципалитетов, потому что процедура оформления долгая и дорогостоящая. Проблема бесхозяйности – осознанная для власти», - считает Роман Петухов, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Причин неоформления объектов в собственность несколько. Одна из них - техническая невозможность и игнорирование обращений муниципалитетов со стороны федеральных органов исполнительной власти, на чьи земли попало имущество.

Автор проекта отмечает, что зачастую жители сами тормозят процесс – сопротивляются оформлению инфраструктурных объектов (например, водонапорных башен и водопроводов), поскольку ожидают значительного повышения тарифов после легализации.

«Всплывают» ничейные объекты инфраструктуры, когда муниципалитет или частные собственники продают земельные участки, или после жалоб местных жителей в прокуратуру на плохое благоустройство и общее состояние дорог, мостов, кладбищ. 


Возврат к списку